РАЗМЕР ШРИФТА: A A A

ИЗОБРАЖЕНИЯ ВЫКЛ. ВКЛ.

ЦВЕТ САЙТА Ц Ц Ц

ОБЫЧНЫЙ САЙТ
Структура сайта



Регистрация
Логин
Пароль
 
Из опыта работы Коптевой И.В. Методическая копилка » Методические разработки

Обобщение педагогического опыта

педагога дополнительного образования

МБОУ ДОД  «ЦДОД» «Исток»

Коптевой Инны Валентиновны

г. Гусь-Хрустальный.

 

«Развитие творческого потенциала воспитанников

средствами декоративно-прикладного творчества»

 

            Тема педагогического опыта обусловлена:

- воспитательным и развивающим потенциалом видов декоративно-прикладного искусства;

- возможностью организации внеурочной деятельности учащихся

- интеграцией дополнительного и общего образований в условиях внедрения ФГОС

 

Актуальность.

 

В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой неординарно мыслящей личности. Основной ценностью становиться сам человек, его внутренний мир. Если прежняя система, в основном, ориентировалась на образование, то современная – на развитие творческих способностей и формирование культуры личности.

Изменения в социально-экономической, нравственной и культурной среде вносят корректировки в само понятие «творческая личность». Это личность способная к активным и творческим преобразованиям окружающего мира в любом виде деятельности, к поиску оптимальных решений на поставленные задачи.

Целостность процесса формирования личности гармонизирует детское творчество. Значительной силой воспитательного воздействия обладает декоративно-прикладное искусство и народные ремесла. Ни в одной стране мира нет такого разнообразия народных ремесел, как в России.

Занятия декоративно-прикладным искусством имеют огромное значение в осуществлении эстетического, творческого и трудового воспитания детей. Народная художественная культура – это базис для изучения традиций, новаций, и норм в современной культуре. Она переноситься из духовной жизни общества, участвуя в образовании нового человека, формируя его социальный опыт. Поэтому актуально приобщение учащихся к народной культуре и народным ремеслам.

Образовательная программа объединения, которым я руковожу, ставит основной целью приобщение учащихся к декоративно-прикладному творчеству.

Духовное и нравственное воспитание личности ребенка на основе постижения им народной культуры и раскрытие творческого потенциала посредством освоения старинных видов декоративно-прикладного искусства.

В объединении три основных направления:

- роспись по дереву;

- аппликация из соломки;

- выжигание по дереву

 

Концептуальность.

 

            Как бы стремительно не развивалось производство, технологии обработки материалов, изделия, созданные своими руками, всегда будут привлекать внимание. Каждый человек стремиться создать вокруг себя пространство, в котором ему уютно и комфортно. Чем удивить окружающих? Как сделать самому подарок близкому человеку? Здесь как раз и помогут народные промыслы в сочетании с фантазией и современными идеями.

            В соответствии с модернизацией российского образования изменены цели образовательного и воспитательного процессов. В нашей стране эти цели осуществляются в рамках систем дошкольного, школьного и дополнительного образования, где каждое учреждение является уникальным по своим целям, содержанию, методам и формам деятельности.

Для максимального использования возможностей интеграции в творческом развитии личности необходимо:

- использовать знания школьной программы с привлечением дополнительной информации;

- заинтересовать воспитанников в творческом процессе;

- учитывать умственный потенциал воспитанников;

- обращать внимание на темперамент учащихся

 

Задачи педагогической деятельности:

 

- обеспечить теоретическое, программное сопровождение собственной педагогической деятельности;

- осуществить процесс реализации образовательной программы «Роспись по дереву» по прикладному творчеству;

- развивать творческий потенциал воспитанников;

- осуществлять необходимую коррекцию процесса обучения 

 

Теоретическая основа педагогического опыта.

 

            Психологи и педагоги (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский) подчеркивают, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в детстве, и является условием последующего развития личности человека. С этих позиций актуализируется необходимость активного поиска наиболее эффективных средств развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста. Одним из таких средств рассматривается народное декоративно-прикладное творчество.

Понятие творческого потенциала данные авторы трактуют как синтетическое качество, характеризующее меру возможностей личности в осуществлении деятельности творческого характера, готовность и возможность  самореализации и саморазвития, как совокупность реальных возможностей в достижении поставленных целей творческой деятельности.

Философы определяют творчество как деятельность, нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью. Особое внимание уделяется окончательному результату (конкретному продукту ). Творчество предполагает  порождение образа, позволяющего взглянуть на мир иначе, с новой точки зрения. Изготовление изделий декоративно-прикладного творчества — деятельность, которая уникальна перспективным видением всего процесса. Дети овладевают различными приемами, что стимулирует самостоятельную творческую деятельность и, как следствие этого, развитие  способностей и раскрытие творческого потенциала личности.

 

Федеральные государственные образовательные стандарты    как основа внеурочной деятельности в современных условиях

 

ФГОС дает конкретный механизм внеурочной и урочной деятельности, который развивает мотивацию ребенка, обеспечивает саморазвитие. В рамках ФГОС определены такие понятия как результат внеурочной деятельности  и эффект внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность рассматривается как формы активности, посредством которых происходит развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей школьников, приобретение ими собственного социально-культурного опыта. Являясь важной составной частью образовательной деятельности школьника, предполагает развитие компетентности к обновлению личностных, предметных компетенций.

.

 

Программное сопровождение педагогической деятельности

 

Для решения задач педагогической деятельности разработана образовательная программа «Роспись по дереву» (по прикладному творчеству).

 

Задачи программы:

Образовательные

-Формирование специальных знаний по декоративно-прикладному искусству.

-Изучение старинных видов декоративно-прикладного искусства (роспись по дереву «аппликация соломкой, выжигание по дереву).

-Формирование навыков и приемов работы с различными материалами.

Воспитательные

-Приобщение детей к истокам русской народной культуры «народному декоративно-прикладному творчеству.

- Формирование внимания, любви и уважения к народному искусству, и родной природе.

-Воспитание в детях бережного сохранения и продолжения традиций своего народа.

Развивающие

- Пробуждение творческой активности ребенка.

- Расширение кругозора

- Раскрытие индивидуальных особенностей.

- Развитие художественного вкуса и ориентация на качество изделия.

- Помощь в определении выбора дальнейшего направления своей деятельности.

 

Ведущая педагогическая  идея

 

             Ведущей педагогической идеей опыта является включение учащихся в активную творческую деятельность, создание комфортных условий для занятий, благоприятного психологического климата обучающихся в образовательном процессе.

 

 

Методы обучения

 

 

          В своей работе я использую следующие методы обучения:

- метод формирования сознания (рассказ, беседа, метод примера)

- метод организации деятельности (инструктаж, иллюстрации, практические работы)

- методы стимулирования и мотивации деятельности (познавательная игра, поощрение)

- метод контроля эффективности (практические работы, выставки)

 

 

Оптимальность и эффективность опыта

 

             В программе, направленной на изучение декоративно- прикладного искусства, народных ремёсел, заложен высокий импульс добра и осмысления бытия,  каждым,  кто соприкасается с ним. Раскрывая огромную духовную ценность изделий народных мастеров, занятия формируют эстетический вкус, позволяют получить технические знания, вести практическую подготовку к труду, к выбору профессии.

 Мои выпускницы трудятся в «СуРо» (ООО совместное русско-германское  предприятие) художниками по росписи деревянных сувениров. Занятия в объединении «Роспись по дереву» (по прикладному творчеству) помогли им в выборе данной профессии.          

 

Сотрудничество

 

Сотрудничество с родителями.

Одна из важнейших составляющих работы объединения – установление взаимопонимания родителей и детей, создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка. Сотрудничество с родителями осуществляется в следующих формах:

- дни открытых дверей

- анкетирование (родителей, детей)

- собрания

- беседы, встречи (индивидуальные, коллективные)

- организация выставок для родителей (8 марта, новогодняя и т.д.)

 

Сотрудничество с ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» (На ул. Садовой).

На протяжении многих лет поддерживается тесная связь с социальным центром на ул. Садовой. Осуществляется организация выставок детского творчества к различным датам (к Дню пожилого человека, в дни декады инвалидов, к Дню матери).

Ребята делают подарки (разделочные досочки, панно из соломки) одиноким людям, инвалидам, ветеранам ВОВ.

 Воспитанники объединения приняли участие в благотворительной акции «Твори добро».

Благодарственные письма директору МБОУ ДОД «ЦДОД «Исток», педагогу и учащимся от администрации центра (директор Шалавина Г.И.)

 

            Сотрудничество с музеями.

            Сотрудничество с городскими музеями также имеет огромное значение в воспитании учащихся и приобретении новых знаний.

 

Государственный Владимиро-Суздальский музей заповедник (филиал) – Музей хрусталя им. Мальцовых.

Посещение выставок декоративно – прикладного направления, знакомство с прикладным искусством Древней Руси, Японии, Китая и т.д., дают детям не только эстетическое наслаждение, но и новые познания. Мои работы, как педагога, также были представлены в выставочном зале музея. Я являюсь дипломантом выставки «Мастера народных промыслов г. Гусь-Хрустального», а также имею  благодарность за активное приобщение подрастающего поколения к вечной красоте, воплощенной в произведениях искусства (Директор Угрюмова В.В.).

 

Историко-художественный музей.

Со дня его открытия, мы с воспитанниками посещаем различные художественные выставки. Учащиеся объединения и я, как педагог, приняли участие в конкурсе, посвященном покровительнице Гусь-Хрустального Святой Варваре Великомученице. Затем состоялась благотворительная ярмарка, где дети могли продать свои работы, а деньги пошли на развитие историко-художественного музея. За большой вклад в развитие городского историко-художественного музея мне  вручена благодарность от директора музея Скулова Н.И.

 

Детско-юношеский клуб «Юность»

Многолетнее сотрудничество осуществляется с детско-юношеским клубом «Юность», где занимаются дети с ограниченными возможностями. Наше объединение  организует и проводит выставки прикладного творчества, учащиеся изготавливают своими руками работы (расписные досочки, панно из соломки)  и дарят их детям-инвалидам.

Благодарственные письма  были вручены  мне, как педагогу и воспитанникам объединения «Роспись по дереву» от администрации клуба «Юность»( директор Н.М. Бакулина ).

В Гусевском Стекольном Колледже была организована пасхальная акция «И я помогаю!», в которой приняли активное участие воспитанники нашего объединения. Акция проводилась с целью поддержки детско-юношеского клуба «Юность». Наши дети отдали  свои работы на благотворительную ярмарку, где все их работы были проданы, а вырученные деньги были переданы на развитие клуба «Юность». Сами ребята купили поделки других участников акции  и вырученные средства были также переданы клубу. Подобные акции воспитывают в детях чувство сострадания к людям с ограниченными возможностями, чувство эмпатии.

  Активные участники акции получили благодарность от директора Гусевского Стекольного Колледжа Капустина Н.И.

 

Национальный парк «Мещера» (ФГБУ НП «Мещера»)

Многолетнее сотрудничество с национальным парком «Мещера» даёт возможность детям участвовать в старинных русских праздниках( «Осенины» на русском подворье в пос.Тасин Бор, «Проводы русской зимы» и т.д.).Там  учащиеся знакомятся с традициями, народными обычаями и приметами, с самобытностью исконно-русских гуляний.

Дети участвуют в ярмаркае-продаже изделий декоративно-прикладного направления.

Посещение выставок экологической, натуралистической тематики в национальном парке (выставки бабочек, экологическая тропа «Лесной мир Мещёры», музейного комплекса «Древнерусский город») прививают детям любовь и внимание к народным традициям, стремление к совершенству.

Об этом говорят благодарственные письма в мой адрес, от директора национального парка «Мещёра» за участие в природоохранных мероприятиях, за сохранность и процветание Мещерского края.

 

Городской Библиотечный Информационный Центр (ГБИЦ)

Участие в мероприятиях патриотической направленности, в эколого-краеведческих проектах, в конкурсах и викторинах, проводимых сотрудниками ГБИЦ, совместно с детским центром «Исток», значительно расширяют кругозор воспитанников объединения. Дети узнают много нового и интересного, знакомятся с новыми изданиями книг, поступивших в библиотечный информационный центр. Ежегодное участие в традиционном краеведческом конкурсе  «Никоновские чтения», в конкурсе декоративно-прикладного направления, воспитывает в детях любовь к родному краю, новыми экспонатами пополняется городской  музей Гуся. Я, как педагог также принимаю участие в этом конкурсе (1 место «Никоновские чтения- 2013г», в номинации «Педагоги»)

 

Результативность

Основным результатом опыта является развитие способностей ребёнка, обладающего творческим потенциалом. В процессе развития творческих способностей, повышается уровень знаний, умений и навыков учащихся, повышается творческая активность. Одна из форм результативности – это выставки детских работ. Данная форма помогает сформировать у детей  способность объективно оценить свою работу и работу товарищей, учесть положительные и отрицательные стороны, стремление к более качественному выполнению работ.

 

Результативность реализации образовательной программы подтверждают результаты участия воспитанников в выставках, событиях, конкурсной деятельности различного уровня (2012-2013гг.)

 

-диплом за I место в конкурсе «Мир глазами детей», муниципальный уровень

- грамота за лучшую работу в конкурсе детского творчества по теме «Пожарная

  безопасность», муниципальный уровень

- грамота за III место в областном этапе IХ Всероссийского конкурса детско-юношеского  

   творчества по пожарной безопасности, региональный уровень        

- грамота за I место в выставке прикладного творчества «Радуга детства-2013» в рамках        

 Фестиваля «Школьные годы», муниципальный уровень

- диплом победителя III степени во Всероссийском конкурсе  декоративно- прикладного

   творчества  «Какого цвета лето?», Всероссийский уровень

- диплом победителя II степени во Всероссийском конкурсе декоративно- прикладного

  творчества «Осенняя зарисовка», Всероссийский уровень

- диплом победителя III степени во Всероссийском конкурсе декоративно-прикладного

  творчества «Осенний натюрморт», Всероссийский уровень

- грамота за I место в выставке прикладного творчества, посвящённой Дню матери,

   муниципальный уровень

- грамота за II место в выставке прикладного творчества, в Дни декады инвалидов

   муниципальный уровень

- благодарность за активное участие в Пасхальной благотворительной ярмарке

  «И я помогаю», муниципальный уровень

- участники ХХХVIII Областной выставки изобретателей и рационализаторов обучающих

 ся  общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования

 детей Владимирской области, региональный уровень

- участники Всероссийского детского конкурса рисунка и прикладного творчества «Там,

  где живет кенгуру », Всероссийский уровень

 

Литература

 

Амонашнили Ш, А, Размышления о гуманной педагогике. М.- 1996.

Центр «Школьная книга» Методический потенциал  дополнительного

образования  детей. М.- 2007.

Нецмышева Л. Г. Декоративно- прикладное искусство. М.- 1990.

Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребёнок. М.- 1972.

Скоролупова О. А. Знакомство детей с русским народным декоративно – прикладным

искусством. О. А. Скоролупова – М.: Скрипторий.-2003.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Кн. для учителя  3е Изд.

М.- Просвещение - 1991. 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Добавление комментария



Фото и видео материалы на сайте размещены с согласия законных представителей согласно Федеральному закону Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ “О персональных данных”

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

МБУДО "ЦДОД "Исток"
Copyright 2018 ©