- Долг за азартные игры
- Обет Богу
- Спор с друзьями
- Троллинг коллеги
- Ирония над модой
- Сон
© Public domain / Charles Raymond MacauleyЕсть стереотип, что все гениальные писатели создавали свои книги в порыве вдохновения. На самом деле некоторых заставляла нужда, другие творили на спор, а третьи вообще выполняли обет Богу. В день присуждения Букеровской премии РИА Новости собрало самые странные причины, по которым были написаны шедевры мировой литературы.
Долг за азартные игры
Федор Михайлович Достоевский очень любил рулетку. Правда, был неудачлив. Проигрывая, закладывал собственное имущество и даже вещи возлюбленной — Анны Сниткиной, например, ее обручальное кольцо. Но, как ни странно, его пагубное пристрастие пошло на пользу русской литературе. © РИА Новости / Галина Киселева«В 1865 году, проигравшись в пух и прах в Висбадене, на выпрошенные у друзей деньги он возвращается в Россию, — рассказывает Кристина Давыдова, филолог, литературовед, исследователь творчества Достоевского. — Заключает крайне невыгодный контракт с издателем Федором Стелловским: десять-двенадцать печатных листов нового романа за месяц. Речь о прибыли не шла, нужно было выплатить долги кредиторам, иначе Стелловский мог бесплатно публиковать произведения Достоевского в течение девяти лет».Федор Михайлович написал роман «Игрок» о пагубном влиянии азартных игр и неудержимой любви к ним за 26 дней. И получил за это семь тысяч рублей. © Public domain
"В письмах он называет книгу "удовлетворительным романчиком" с некоторыми "признаками характеров", — замечает Давыдова. — Автор признавал слабые стороны созданного текста".
Повесть «Вечный муж» и роман «Бесы» также создавались под давлением игровых долгов. В итоге жена писателя Анна взяла финансы семьи под контроль. И Достоевский смог отказаться от рулетки.
Обет Богу
Николай Лесков, автор повести «Леди Макбет Мценского уезда», мастерски изображал пороки. И однажды его обвинили в том, что он во всех соотечественниках видит лишь одну мерзость. © РИА Новости«Неужто в самом деле ни в моей, ни в его и ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто все доброе и хорошее, что когда-либо заметил глаз других писателей, — одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно», — писал он в предисловии своей новой книги.Лесков был реалистом и решил найти по-христиански праведных людей. И даже дал обет Богу — не успокоиться, пока не отыщет хотя бы нескольких. Так появился его цикл «Праведники», куда вошла знаменитая повесть «Очарованный странник» о превращении простого русского мужика в монаха. И самое известное произведение этого автора — сказ «Левша», который стал символом талантливости русского народа.
Спор с друзьями
Летом 1816 года на вилле Диодати на берегу Женевского озера в Швейцарии собрались трое англичан: поэты Джордж Байрон, Перси Шелли и его невеста Мэри Годвин. Компанию им составил врач Байрона, итальянец Джон Полидори. Погода была отвратительной, делать было нечего, и Байрон, впечатленный страшными легендами Восточной Европы, предложил пари — кто быстрее и лучше напишет жуткую историю. Сам поэт и его друг Перси быстро потеряли к этому интерес, а вот Мэри и Полидори отнеслись к соревнованию со всей серьезностью. Тем более девушке накануне приснился сон, в котором врачи пытались оживить труп. Портрет Мэри Шелли© Public domain Фронтиспис книги «Франкенштейн, или Современный Прометей» 1831 года© Public domain Портрет Джорджа Гордона Байрона, художник Ричард Уэстолл© Public domain Портрет Мэри Шелли© Public domainФронтиспис книги «Франкенштейн, или Современный Прометей» 1831 года© Public domainПортрет Джорджа Гордона Байрона, художник Ричард Уэстолл© Public domain Она написала роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» — о созданном из частей мертвецов монстре, который отчаянно хочет стать человеком. Книга стала классикой английской литературы. А повесть Джона Полидори «Вампир» — первое в истории произведение, где кровосос предстает не уродливым ходячим трупом, но гламурным красавцем. Кстати, образ вурдалака доктор Полидори без стыда списал с лорда Байрона.
Троллинг коллеги
Превращать известных литераторов в героев книг умел не только Джон Полидори, но и итальянский романист Умберто Эко.
"Эко — профессор семиотики и экстравагантный писатель, который вошел в литературу на сорок девятом году жизни, — говорит Артем Кашуба, исследователь текстов. — Есть легенда, что свои романы он заканчивал ко дню рождения. Так это или нет, мы уже не узнаем. В одном интервью он признался, что пишет только по выходным и не на компьютере".
Итальянский писатель и философ Умберто Эко© AP Photo / Udo Weitz Итальянский писатель и философ Умберто Эко© AFP 2022Итальянский писатель и философ Умберто Эко© AP Photo / Udo WeitzИтальянский писатель и философ Умберто Эко© AFP 2022Роман «Имя Розы» был опубликован в 1980-м. Несмотря на сложный богословский и исторический подтекст, книга стала очень популярной. Это детективная история о загадочных убийствах в старом аббатстве, которые берутся расследовать Вильгельм Баскервильский и его молодой, немного нелепый помощник Адсон. Самые колоритные образы — жуткая библиотека-лабиринт и ее хранитель, слепой и суровый Хорхе.
"Читатели-интеллектуалы сразу увидели отсылку к Хорхе Луису Борхесу, — отмечает Кашуба. — Этот аргентинский писатель долгое время был библиотекарем и обожал свою работу. В рассказе "Вавилонская библиотека" он описывает книги, которые потенциально содержат все созданные и не созданные человечеством тексты. И, наконец, к концу жизни Борхес тоже ослеп".
Аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес. 1981
© AP Photo / Eduardo Di Baia
Библиотекарь Хорхе. Кадр из фильма "Имя розы"
© Neue Constantin Film, Zweites Deutsches Fernsehen (1986)
Аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес. 1981
© AP Photo / Eduardo Di Baia
Библиотекарь Хорхе. Кадр из фильма "Имя розы"
© Neue Constantin Film, Zweites Deutsches Fernsehen (1986)В эссе «Четыре цикла» Борхес утверждает, что вся мировая литература строилась только на четырех базовых сюжетах. Эта теория привела Умберто Эко в негодование — итальянец считал, что сюжетов может быть бесконечно много. Поэтому он поспорил с аргентинцем на страницах своего романа через героев — Вильгельма и Хорхе.Борхес книгу так и не прочитал — он умер спустя шесть лет после ее выхода.
Ирония над модой
«Повести Белкина» Александра Пушкина сегодня воспринимаются как красивые рассказы о любви, превратностях судьбы и удачных совпадениях. Первым их читателем был поэт Евгений Баратынский, и его реакция может показаться странной.«Написал я прозою пять повестей, — сообщал Александр Сергеевич в письме другу. — От которых Баратынский ржет и бьется». © РИА Новости«Ржал» не только Баратынский — однокурсник Пушкина Кюхельбекер, читая повести, «от доброго сердца смеялся». Но что так веселило современников?Александр Сергеевич высмеивал романтизм — самое модное на тот момент художественное течение — и его штампы. Взять «Метель» — в ней все атрибуты романтической истории: тайное венчание, запертая церковь, ночь, вьюга. Но дальше сюжет начинает напоминать анекдот — девушка венчается не со своим любимым, а со случайным прохожим, в которого, опять же случайно, влюбляется через много лет. Конец рассказа переполнен нарочитым пафосом. Или повесть «Гробовщик», где старый вдовец пригласил к себе в дом мертвецов — явная насмешка над мистицизмом. И, конечно, «Барышня-крестьянка», главный герой которой не может узнать в крестьянской девушке свою невесту-аристократку.
Титульный лист первого издания "Повестей Белкина" А. С. Пушкина. Октябрь 1831 года. Неиллюстрированное издание
© РИА Новости / Сериков Репродукция иллюстрации к произведению А. С. Пушкина «Повести Белкина»© РИА Новости / Яков Бродский
Титульный лист первого издания "Повестей Белкина" А. С. Пушкина. Октябрь 1831 года. Неиллюстрированное издание
© РИА Новости / СериковРепродукция иллюстрации к произведению А. С. Пушкина «Повести Белкина»© РИА Новости / Яков БродскийНо все же «Повести Белкина» не просто пародия, замечает Галина Седова, филолог-пушкинист. По ее словам, наиболее справедливую оценку сборнику дал Юрий Лотман — он указал на его ценность как первого русского произведения с чертами реализма.
Сон
Идеи книг приходили во сне и Стивену Кингу, и Стефани Майер, и упомянутой выше Мэри Шелли (Годвин). Одним из первых сновидцев был автор «Острова сокровищ» Роберт Льюс Стивенсон. Его преследовала респираторная инфекция, которая вызывала жар и мешала уснуть. В полубреду писатель увидел историю о чудовище и его зеркальной противоположности, джентльмене. Так появилась «Странная история Доктора Джекила и Мистера Хайда» — о благопристойном англичанине, превращавшемся временами в мерзавца и убийцу. © Фото : Public domain / Henry Walter Barnett
"Превращения Джекила в Хайда описаны как приступы тяжелой болезни, они происходят во сне, — поясняет Кашуба. — Это неспроста: сама идея родилась в ночном припадке".
Иллюстрация Ч. Р. Маколи для книги «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» 1904 года© Public domain / Charles Raymond Macauley Иллюстрация Ч. Р. Маколи для книги «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» 1904 года© Public domain / Charles Raymond MacauleyИллюстрация Ч. Р. Маколи для книги «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» 1904 года© Public domain / Charles Raymond MacauleyИллюстрация Ч. Р. Маколи для книги «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» 1904 года© Public domain / Charles Raymond MacauleyНа Стивенсона сильно повлиял роман Достоевского «Преступление и наказание»: образ Генри Джекила соотносится с Родионом Раскольниковым, в котором тоже сосуществуют порядочный человек и убийца.«Странная история Доктора Джекила и Мистера Хайда» считается классикой хоррор-литературы и вызывает интерес исследователей множественного расстройства личности. 23 сентября, 08:00КультураКуда попадешь, если уснешь в метро: новые книги в жанре городского фэнтези
Источник: ria.ru